Предлагаем Вашему вниманию перевод статьи Себастьяна Ренденза (Sebastian Redenz) «Constraints to overcome towards the “total” Netlabel» - куратора лейбла Thinner, одного из самых известных из сетевых лейблов. В этой статье, опубликованной в конце 2008 года в блоге Thinnerism, рассматриваются общие аспекты существования сетевых лейблов, проблемы, встающие перед ними, и соответствующие им, по мнению автора, пути решения. Также, эта статья – обоснование целесообразности реформирования лейбла Thinner и его перехода к новой структуре, что и произошло в конце 2007 года. Материалы, представленные в этой статье, актуальны по сей день, и, возможно, многим дадут ответы на возникшие вопросы.
Если вы ревностный поклонник движения сетевых лейблов, то могли заметить, что значительное количество перспективных сетевых лейблов закрылось в течение последних полутора лет, например, таких как One Bit Wonder, Epsilonlab, Instabil, Kyoto Digital, Textone и Realaudio. Другие лейблы, такие как Thinner, Stadtgruen и Interdisco стали не так заметны своими релизами, как раньше. Ну и, наконец, такие лейблы как Sinergy Networks или Clever Music были перепрофилированы на платные загрузки. По мнению авторов, качественные сетевые лейблы, поддерживаемые командой, будут продолжать умирать, если не станут развивать свою модель. В этой статье рассматриваются общие ограничения для сетевых лейблов и рекомендуется добавление структуры платных загрузок для преодоления некоторых из них.
Сетевые лейблы преимущественно поддерживаются из "спальни", это хобби, которым интересно заниматься до тех пор, пока оно не превратится в обузу. Что объединяет все лейблы - это природа сетевого лейбла, являющегося проектом, который живет благодаря общему духу, инвестируемого в работу. Если вы пожелали работать бесплатно, то захотите видеть, что вы и ваш проект взамен этого куда-то продвигаетесь, определяются новые задачи, и в конечном итоге они решаются тем или иным образом.
Так как по мере накопления опыта работы вы растёте, вы хотите видеть, что проект тоже растёт. Но если вы вкладываете много времени и энергии в то, что едва представляет из себя что-то большее, чем (виртуальная) собственность по своей фактической структуре, то что-то нужно менять, иначе проект рано или поздно может исчезнуть, что можно было наблюдать на многих качественных сетевых лейблах, исчезнувших, к сожалению, в прошлом. Я считаю, что все они подошли к точке, когда были определены два варианта: перейти к новым стремлениям или продолжить прежний путь и выдвинуть какие-то новые цели и попытаться достичь новых рубежей, преодолевая препятствия, возникающие перед сетевыми лейблами.
Назовем некоторые из этих препятствий, относящиеся к сетевым лейблам, особенно к Thinner, которые заставили нас переосмыслить и, в конечном итоге, изменить нашу структуру.
Thinner выпускал различных исполнителей, таких как Marko Furstenberg, krill.minima, Paul Keeley или Benfay, которые в те дни были более или менее в начале своей профессиональной карьеры, и несколькими релизами поспособствовал их росту с течением времени. И наоборот, эти исполнители развивали Thinner. Сегодня, учитывая ситуацию, что Thinner выпускает только бесплатную музыку, для большинства профессиональных исполнителей уже не интересно и не возможно издаваться на Thinner, их запросы переросли наш спектр услуг.
С того дня, как лейбл выбрал исполнителя, он проводит огромное количество консультаций для обеспечения качественного диалога с исполнителем, с целью достичь такой ситуации, когда может быть решено, какую музыку издавать и в каком контексте. Это отношения между A&R и исполнителем, и поддержание таких отношений требует большого обмена информацией с целью установления взаимного доверия. В конце концов, после своего релиза музыка получит хорошие отзывы в сообществе, а на определенном этапе выставленная работа может даже привлечь интерес звукозаписывающих лейблов. Подобное в прошлом неоднократно происходило с Thinner. Сейчас исполнитель оценивает ситуацию, пытаясь найти ответы на вопросы о том, какой лейбл предлагает лучшие перспективы. В большинстве случаев решение склоняется в сторону звукозаписывающего лейбла. Результатом является то, что будущие записи исполнителя в первую очередь реализуются на звукозаписывающем лейбле, сетевой лейбл становится вторым вариантом, если становится им вообще. Так что сетевой лейбл для нового релиза можно рассматривать, как лучшее из оставшихся предложений.
Таким образом, сетевой лейбл нуждается в улучшении своих услуг, предлагаемых исполнителю, если они хотят совместно работать в течение длительного периода времени и стараются минимизировать риск потерять его совсем. Это включает в себя маркетинг музыки, направленный на каналы платных загрузок, так как на средства от бесплатных загрузок хлеб с маслом не купишь. С точки зрения исполнителей сетевой лейбл ни что иное, как временная мера, имеющая отношение к гибким факторам, таким как маркетинг, но не связанная с серьезными побуждениями, потому что выпущенная на сетевом лейбле работа едва ли приносит деньги и другие общие перспективы, которые обсуждаются в следующих параграфах.
Общественное восприятие сетевых лейблов сводится к тому, что они представляют собой по-настоящему отвратительные вещи, очень своеобразные места, которые делаются специалистами для специалистов. Если отзывы всплывают в той или иной музыкальной публикации, то отдельной графой, отделенные от "нормальных" релизов, выпущенных компаниями-дистрибьюторами, которые укрепляют публичный образ музыки сетевого лейбла как "другой" музыки. Дистанция между журналистикой и сетевым лейблом очевидна, как и прежде ярко выраженная в образе "не может быть хорошим то, что ничего не стоит". Данный образ усиливает неравномерную пропорцию "осторожных" и "неосторожных" сетевых лейблов. Этот отзыв я много раз слышал от журналистов.
С этой точки зрения, я думаю маловероятно, что "Netlabelism'у" удастся развязать новую зарю повышенного общественного интереса к их делу, поскольку никто уже сегодня не заботится об этом. Дело также в отсутствие надлежащей устойчивой интернет-публикации, которая объединяет релизы лейбла на обычных условиях (говоря о Resident Advisor, как об основе для электронной музыкальной сцены). Лейбл - специальный блог, всплывающий время от времени, но также остающийся временным явлением или терпящий неудачу в генерации с течением времени большой базы читателей.
На самом деле, намного больше людей интересующихся электронной музыкой бродит по магазинам (Beatport, ITunes, Zero" и им подобные). DJ'и и Tastemaker'ы покупают музыку именно в таких магазинах, где она представлена в большом количестве в сочетании с дружественным интерфейсом. Магазин Beatport даже интегрирован в программное обеспечение Traktor DJ, предлагаемое Native Instruments, доступ к музыке никогда не был таким удобным. Бесплатная музыка сетевых лейблов исключена из этого "организма".
Музыке, распространяемой через основные центры загрузок, подобные Beatport или ITunes, дается возможность достичь людей (и DJ'ев), чего сетевой лейбл никогда не достигнет, так как множество людей, интересующихся электронной музыкой, имеют определенный набор из одного-трех магазинов, где они приобретают (и находят) новую музыку. Я полагаю, что большинство людей, совершающих покупки посредством таких магазинов, не беспокоятся о сетевых лейблах, так как они или не знают, что это такое, или имеют плохое представление об этом. Поэтому если вы не представлены в подобных магазинах, вы упускаете большую возможность адресовать свою музыку новым потенциальным поклонникам.
Исполнители ценят возможность тиражировать свои работы на носителях с длительной культурой, как всегда было с виниловыми записями. Второстепенный выбор - это CD. Музыка приобретает другую валентность, когда распространяется на физических носителях, которые осязаемы и не являются простой комбинацией двоичных данных. Это никогда не изменится. Также факт потери осязаемости и минимизация обложки в миниатюру определенно непривлекателен, так как пропадает фактор "завершённого произведения искусства" (Gesamtkunstwerk-factor). А такая креативная альтернатива, как обложка, анимированная средствами Flash - скорее компенсация, чем замена.
Однако рынок в эти дни сильно меняется. Просто говоря о недавних потрясениях независимых дистрибьюторов электронной музыки, мы убеждаемся в том, что физическое распространение продолжает терять смысл, и новые банкротства ещё впереди. Переход на цифровые носители неизбежен.
С этой точки зрения сетевые лейблы доказали свою чистейшую адаптацию к достаточно скорому будущему потребления музыкальной продукции, охватив возможности цифрового распространения. Перспектива физического распространения стремительно сокращается, и поэтому дискуссии о форматах идет по направлению к тенденции, когда все больше и больше непосредственно релизов незамедлительно станут цифровыми.
Другим важным аспектом являются заказы и мероприятия. Регулярные вечеринки имеют важное значение для продвижения вашего релиза за пределами Интернет и создания локальной основы.
Приобретение шоу и заказов - это сложный и далеко не весёлый бизнес, так как он бюрократичен, предполагает материально-техническую координацию и работу с документами. Кроме того, деньги, вовлечённые в заказы, только расширяют разумный пороговый разрыв, поэтому весь рабочий процесс от установления контактов до подписания договора заказов может быстро повлечь за собой трудовые расходы, а не доходы. В итоге из-за такой непривлекательной работы страдает исполнитель, так как сетевой лейбл не имеет никакого интереса, чтобы больше работать над тем, что вновь ни к чему не ведёт. Таким образом, перспектива привлечения исполнителя на регулярные шоу остается незначительной, так что это еще один фактор выбора работы с лейблами, которые являются профессионалами в этом аспекте и способны предложить регулярные заказы.
Если лейбл проявит волю и приложит силы в этом деле, ситуация несомненно может измениться. Я бы рекомендовал попытаться заполучить исполнителей, находящихся на подъёме, что в любом случае привлечёт множество людей, вместо того, чтобы делать смутный сетевой лейбл, который предназначен для нескольких специалистов, которые уже имеют сетевые лейблы. Вовлечённость в такие слабооценнёные мероприятия добавляет обособленности к имиджу сетевого лейбла.
Вы могли заметить, что Thinner убрал множество релизов - это неизбежный шаг, если мы не хотим стать предметом судебного дела в некоторых моментах. В чем суть всего этого?
Собирающее общество - это общество, которое получает деньги от определенных групп, таких как радио-станции или организаторы мероприятий, которые делают публичными работы исполнителей, являющихся частью собирающего общества. Ситуация с большинством обществ такова, что при вступлении исполнитель передает свои права на использование обществу и в дальнейшем подчиняется его правилам. Одно из общих правил общества запрещает исполнителю работать в рамках различных моделей лицензий, таких как Creative Commons. Поэтому в основном, сетевой лейбл может работать только с исполнителями, которые не являются членами собирающего общества.
Другими словами, собирающие общества диктуют правила, по которым исполнители и сетевой лейбл могут или не могут работать совместно, в соответствии с их правовым статусом. Несомненно, многим сетевым лейблам "наплевать" на собирающие общества и они выпускают кого захотят, но, по крайней мере, для немецких лейблов предлагать контент, защищённый GEMA - это что-то вроде "Дамоклова меча" над головой.
Мы больше не хотим, чтобы наше решение какую музыку выпускать зависело от положений собирающих обществ. Для того, чтобы освободить себя от этой ситуации, мы можем либо выбирать таких исполнителей, которые не являются частью общества, тем самым сделав направление наших релизов зависящим от их политики, или же выпускать исполнителей на основе платных загрузок.
Если артист является членом такого общества, нам бы хотелось иметь решение относительно того, что с этим делать. Релизы таких исполнителей, как Dub Kult или Gabriel Le Mar были бы невозможны без перехода к платным загрузкам.
Учитывая все трудности, встающие перед сетевыми лейблами, рекомендуется оценить собственные возможности и разработать решения, которые помогут свести к минимуму данные недостатки и в то же время создать структуру, которая сможет поддерживать на высоте функционирование лейбла. Касаемо пути Thinner, продолжающему сталкиваться со всеми этими трудностями - размахивать знаменами поддержки бесплатной музыки становится невозможным, учитывая объем работ, который включает подготовку и публикацию релиза. Мы бы хотели перевести Thinner на следующий уровень. Это возможно лишь при другой структуре.
Мы полностью осознаем наше прошлое, откуда мы пришли, и кого нам следует благодарить за вклад и уважение к нашей работе. Прощание с религиозной парадигмой, предлагающей только бесплатную музыку, неизбежно, чтобы сохранить все это, поскольку "девственные годы" прошли.
Начиная с THN104, Thinner будет предоставлять платные загрузки наряду со случающимися время от времени релизами сетевого лейбла. Сам бесплатный сетевой лейбл будет продолжать выпуск оригинальной бесплатной музыки, а ни каких-то производных от платных релизов. Autoplate представит прощальный релиз, достигнув числа 50. Мы меняем центр нашего внимания. Мы надеемся, что вы поймете это решение и будете и дальше поддерживать Thinner.
Оригинал статьи (original): Thinnerism
Thinner on Web: http://www.thinner.cc
Thinner on Techno-Locator: http://www.techno-locator.ru/labels/thinner/index.html